В нашей стране система образования стала поистине народным движением. Практическим проявлением этого стало строительство за последние два года 77 новых школ общей стоимостью 556 миллиардов сумов. Еще 1 тысяча 930 школ реконструированы и отремонтированы.
А глава государства провел "открытый урок", посвященный реформам в этом направлении - выступил с речью на торжественной церемонии в честь 1 октября - Дня учителей и наставников. На мероприятии отмечалось, что национальное образование должно основываться на 4 опорах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, высших учебных заведениях и научных учреждениях. Подчеркивалось, что дополнительной, пятой опорой, являются родители и их внимание к своим детям. Отмечалась ответственная работа учителей, внимание уделялось их кропотливому труду и сложным задачам.
Научно-просветительское, художественно-литературное наследие джадидов, пожертвовавших своими жизнями ради свободы Родины и счастья нашего народа, по сей день имеет крайне важное значение для нас. Поэтому мы, опираясь на него, можем создать фундамент нового современного образования. Ибо новый Узбекистан должен опираться на образование, науку и просвещение. Значит у нас достаточно возможностей для закладки фундамента третьего Ренессанса. Нужно только не забывать о том, как важно максимально эффективно их использовать, действовать разумно и обдуманно.
Стоит сказать, что в последнее время в целях создания абсолютно новой системы в сфере образования создаются Президентские и творческие школы, на которые возложена задача быть примером и стандартом для всех общеобразовательных школ. Следует признать, что в силу различных обстоятельств мы не смогли проявить достаточной самоотверженности и инициативности. Однако мы ощущаем ту огромную ответственность и обязанность, которые возложены на нас. Предстоит выполнить еще много задач. Потому что стремительно развивающееся время требует от каждого из нас постоянно находиться в поиске, проявлять инициативность и работать по-новому. Соответственно, чтобы достичь намеченных целей, нужно усилить ответственность работающего в учебном заведении коллектива. Это - требование и обязательное условие сегодняшнего дня.
В первую очередь, необходимо повысить научный потенциал, опыт учителей. Для этого нужно задействовать все возможности. В некоторых школах при Агентстве по развитию Президентских, творческих и специализированных школ налажена практика широкого привлечения зарубежных педагогов и взаимного обмена опытом. В дальнейшем необходимо популяризировать данный опыт, применять эту практику в каждой школе. Но этого недостаточно. Считаю, что на эффективность работы положительно повлияет и отправка отечественных учителей за границу для повышения квалификации.
На днях глава нашего государства поставил вопрос: почему репетитор справляется с задачей всего за два года, а школы, обучая детей в течение 11 лет, не могут достичь таких результатов? На самом деле это - печальная картина. Потому что в нашей стране действует 11-летнее бесплатное обязательное образование, и государство ежегодно направляет на это миллиарды средств. Кто ответственен за неэффективность предоставляемых многие годы знаний? Все мы должны задуматься над этим. Эти вопросы должны волновать каждый школьный коллектив, каждого директора и добросовестного педагога. Иначе угаснет доверие к школе, в которой прошло 11 лет жизни ученика, и к достойному образованию в ней. У родителей исчезнет ответственность перед школой. Да и вообще деньги и время будут потрачены зря. В результате в обществе останется нехватка действительно образованных людей.
Глава государства затронул один очень важный вопрос. Теперь школа будет подотчетна общественности. Ее выпускник должен или поступить в высшее учебное заведение, или еще в школе обрести профессию. Именно на основе этих критериев будет оцениваться деятельность коллектива школы и ее директора. Естественно, что мы, специалисты сферы, должны сделать из этого соответствующие выводы. В частности, не довольствуясь малыми достижениями, критически оценивая свою работу, мы добьемся положительных изменений в нашей деятельности. Ошибается тот человек, который думает, что ему не обязательно чему-то учиться, потому что у него есть высшее образование, достаточно квалификации. Обучение - это бесконечный процесс, ибо знания, наука обновляются по прошествии времени. Эффективности можно добиться и за счет тщательного изучения, внедрения в жизнь принимаемых постановлений, законов и нормативных документов.
Сегодня каждый учитель, воспитатель, преподаватель вуза обязан обладать глубокими знаниями и широким мировоззрением, активно овладевать последними достижениями науки, образования и внедрять их в учебный процесс, одним словом, должен быть передовым представителем нашего времени и общества. Глубоко размышляя на эту тему, мы чувствуем, что нам необходимо еще многое изучить, работать над собой.
Также хочу остановиться на учреждениях в структуре агентства. С учетом новых подходов к системе образования осуществляется работа по расширению сети творческих и специализированных школ. В настоящее время 9 творческих школ специализируются на углубленном обучении родному языку и литературе, иностранным языкам, они расположены в Ташкенте и крупных городах областей. В будущем планируется создать творческие школы также в Бухарской, Навоийской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ташкентской областях.
Так, в 2021 году в Бухарской области будет налажена деятельность творческой школы имени Мухтара Ашрафи, а в Сурхандарьинской области - имени Рузи Чориева. Таким образом, повысится возможность охвата одаренных детей в каждом регионе. Например, в скором будущем намечено открыть творческие школы и в Навоийской, Самаркандской, Ташкентской областях. Тем самым у талантливых детей появится возможность в современных условиях углубленно изучать родной язык и литературу, иностранные языки.
Примечательно, что в творческих школах помимо родного языка и литературы, иностранных языков налажено углубленное обучение и изобразительному искусству, компьютерной графике, дизайну, музыке.
Определены и меры по увеличению количества школ, специализирующихся на точных науках, в которых учащиеся готовятся в соответствии с узкой специализацией. В частности, в них будут углубленно преподаваться химия, биология, математика, физика, информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время в трех таких школах, действующих в столице, обучаются сотни мальчиков и девочек. В них на специализированные предметы в 7-11 классах отводятся 25 часов в неделю, их учебные программы были пересмотрены.
В качестве продолжения этой работы в Республике Каракалпакстан и областных центрах поэтапно будут организованы школы, специализирующиеся на химии и биологии. Вместе с тем прорабатываются предложения по созданию школ с углубленным изучением математики. Масштабы наших дальнейших планов и предстоящих задач велики. На нас возложена огромная ответственность. Чтобы результативно достичь поставленных целей, нужно извлечь правильные выводы из наших ошибок, не останавливаться на достигнутом. Только тогда работа будет продуктивной, будет виден результат.
Не нужно пустых слов, необходимо организовать работу на основе конкретного плана. Для этого потребуется изменить некоторые методики обучения. К примеру, справедливые нарекания вызывают сложно составленные методики преподавания точных и естественных наук, отсутствие в них связи теории с практикой, последовательности учебных программ, неудовлетворительное содержание и качество учебников.
Действующие образовательные стандарты и учебные программы в основном направлены на подготовку учащегося к очередному этапу обучения, в то же время без внимания оставлены вопросы развития у него свободного мышления, подготовки к самостоятельной жизни. Для устранения подобных недостатков необходимо с участием зарубежных экспертов и опытных учителей разработать проект Национальной программы общего образования, и в течение текущего учебного года апробировать ее в научно-исследовательских и образовательных учреждениях.